?

Log in

Последняя премьера Театра им.Йозефа Бойса в Москве. Лир репетирует смерть. - Афиша арт событий и не только..

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

November 1st, 2013


Previous Entry Share Next Entry
beuys_j
11:38 am - Последняя премьера Театра им.Йозефа Бойса в Москве. Лир репетирует смерть.
Театр им. Йозефа Бойса
Театральный центр им. Вс. Мейерхольда
Государственный центр современного искусства
Институт культурной политики
при поддержке Департамента по культуре г. Москвы

представляют


Последняя премьера Театра им. Йозефа Бойса в Москве

документальный проект

“ЛИР РЕПЕТИРУЕТ СМЕРТЬ”

Спектакль о человеке,
который ставит спектакль про свою жизнь
и который думает, что он — король Лир

5 ноября в 19.30 презентация проекта в ГЦСИ
15 и 16 ноября в 20.00 премьера в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда

Режиссер: Георг Жено
Текст: Любовь Мульменко
Видео: Денис Клеблеев
Гид по спектаклю: Алексей Ершов

Сюжет
82-летний актер Виктор Евсеевич Ротин живет в Доме ветеранов сцены и считает, что они с шекспировским героем Лиром — духовные братья, мистические двойники. Виктор Евсеевич — тоже богат, тоже «король», тоже делит наследство с пристрастием, тоже склонен изгонять в припадке «старческого бзыка» своих Корделий, тоже был предан родными детьми. Наконец, «богач надменный» в свое время и «на место бедных» вставал — когда сидел три года в тюрьме в советские времена. Сейчас у Виктора Евсеевича две мечты: сыграть Лира и проучить вероломных потомков. На наших глазах он пытается реализовать оба заветных плана. Сперва подбивает соседей по Дому ветеранов репетировать Лира — гневается, объясняет значение конкретных сцен, корректирует актерское существование, не верит. А потом едет на поезде в Калининградскую область, в родительский дом, на семейное кладбище, чтобы приготовить там страшный и поучительный сюрприз для своих детей. В процессе выясняется, что Виктор Евсеевич похож на короля Лира гораздо больше, чем кажется даже ему самому.

Лир репетирует смерть 1

Форма
«Лир репетирует смерть» — это путеводитель по конкретной человеческой судьбе, спектакль-выставка, где условные «стенды» иллюстрируют условные зоны этой судьбы.
Авторы постановки бережно воссоздают панораму прошлой и настоящей жизни Виктора Евсеевича.
Вербальный ряд смонтирован из фрагментов интервью, которые Виктор Евсеевич давал на протяжении целого года. Георг Жено полностью отказался от актеров на сцене. Режиссер работает только с реальностью: он решил, с одной стороны, нельзя, чтобы герой играл сам себя, а с другой — чтобы его изображал какой-то другой человек. Поэтому документальная пьеса, написанная Любовью Мульменко, исполняется в режиме радиоспектакля, где Виктор Евсеевич озвучивает сам себя.
Кроме диалогов с героем, в пьесу вошла документальная многофигурная сцена репетиции: как Виктор Евсеевич ставит со старыми актерами кусочек из «Короля Лира».
Весь реквизит, который использован в спектакле «Лир репетирует смерть» — это личные вещи героя. Старый плащ, подаренный Виктору Евсеевичу на 17-летие, игрушечная поющая кошка, клеенка на стол, чашки, ложки, старые и новые фотографии, письма, картины, видавший виды самодельный переплет с заглавием «Король Лир» — всё настоящее, всё артефакты.
Автор практически всех видеоматериалов — опять же, сам Виктор Евсеевич. По просьбе создателей спектакля он записывал свою жизнь в Доме ветеранов сцены на айпад. Получилось несколько десятков коротеньких сбивчивых роликов. Любительское видео, видеодневники, сочинения на вольную тему. «Как я ходил в столовую». «Что есть у меня в коридоре». «Какая у нас живет собака». «Откуда у меня в комнате взялись лошади».
Единственный видеоролик, автором которого не является сам герой — это короткий фильм-наблюдение о Викторе Евсеевиче, снятый Денисом Клеблеевым.
Путешествовать внутри биографии Виктора Евсеевича, таким образом, можно сразу по нескольким каналам: мы ее видим, мы ее слышим, мы ее щупаем, мы ее читаем.
Источников тоже несколько: герой рассказывает о себе сам, о герое рассказывает его материальный, предметный мир и, наконец, о герое говорит документальный текст, им порожденный, но от него дистанцированный.

Анамнез и мутация замысла
Сначала Георг Жено хотел сделать спектакль, в котором фрагменты из «Короля Лира» пересекались бы с задокументированными фрагментами речи пожилых актеров — чтобы возникла тонкая перекличка между биографией старика, которого выдумал Шекспир, и невыдуманными биографиями современных стариков с театральным прошлым.
Георг Жено вместе с драматургом Любовью Мульменко отправились по подмосковным домам престарелых на поиски героев. И, как это часто бывает, реальность настояла на альтернативном способе подачи материала. История вышла из-под контроля и повела за собой.
В Доме ветеранов сцены авторы встретили своего героя, и эта встреча заставила их пересмотреть изначальную концепцию.

Герой
Герой — очень обеспеченный «ветеран сцены», все знают, что у старика состояние: о нем сплетничают, но с ним считаются.
Известно также, что старик помешан на «Короле Лире» — он посмотрел и критически разобрал массу постановок разных лет, ни одна его не устраивает.
Герой уверен, что только он знает, как надо ставить «Лира». И только он знает, как его играть. «Право на Лира надо заслужить!» — считает герой. Надо прожить жизнь «Лира», чтобы исполнить эту роль на сцене.
Герой нашел немало параллелей и разработал целую доказательную базу, почему он — Лир. Вот, например: он насмерть рассорился со своими детьми. Дети его ненавидят, сын пишет письма с финалом: «скорее бы ты сдох, старый пидор», а герой, в свою очередь, уверен, что наследники его предали и обокрали. Алчные беспринципные дети соглашаются навестить отца в день его рождения строго за деньги.
Герой оправдывает себя, оправдывает Лира. Точнее сказать, герой, оправдывая Лира, оправдывает себя. И обоим страшно сочувствует.
Драматургически осмыслив свою жизнь, герой ежеминутно существует как бы в режиме сочинения мемуаров. Он даже придумал для себя и для своих нерадивых отпрысков изощренный назидательный финал и начал готовить реквизит для этой заключительной сцены. Сцена должна быть эффектной. По-шекспировски драматичной и масштабной.
Но всё это потом, а пока — он у себя в комнате. В Доме ветеранов сцены. В логике и быте Дома ветеранов сцены. Вынашивает планы, репетирует Шекспира. Журит актеров.

Место
В комнате у героя висит на стене портрет маслом: на портрете он сам в образе Лира — и цитата из пьесы, курсивом.
В комнате много фотографий — ретроспектива жизни, избранные места: «Герой в театре»; «Герой в кино»; «Герой и его знаменитый коллега»; «Герой и счастливые детдомовцы», которым он благотворительно помогает: чужие дети, которые, в отличие от родных, смотрят на него с восхищением; «Покойная мать героя»; «Жена и дочь героя: Регана и Гонерилья».
В комнате у героя иконы. Он сотрудничает с господом.
В комнате у героя письма, полученные от детей и не отправленные детям.
В комнате у героя бутерброды с красной рыбой, которые ему принесли на обед.
В комнате у героя батарея из банок гранатового сока (­для здоровья) и  нелегальный мини-бар.
В комнате у героя старая, разваливающаяся папка «Король Лир», а в ней распечатка пьесы с режиссерскими пометками.
В комнате у героя айпад, на который он записывает монологи из «Лира» в собственном исполнении.
В комнате у героя новенькая, не вынутая еще из коробки, видеокамера. Она куплена специально, чтобы снимать фильм «Король Лир».
В комнате у героя тревожная кнопка над кроватью, ради которой он тут и живет: случись что, немедленно придут и спасут, а скорая еще неизвестно, успеет ли доехать в одну из нескольких его московских квартир.

Расписание показов

26 октября в 18.00, Екатеринбург: презентация проекта в рамках междисциплинарной лаборатории по документальному театру НЕДРАма в Государственном Центре Современного Искусства (ГЦСИ).

5 ноября в 19.30, Москва: презентация проекта в Государственном Центре Современного Искусства (ГЦСИ)

15 и 16 ноября в 20.00, Москва: премьера спектакля в театральном центре им. Вс. Мейерхольда

21 и 22 ноября в 20.00, Санкт-Петербург: показ спектакля в экспериментальном центре «Тайга»


Количество мест ограничено, аккредитация обязательна! Спешите заказывать билеты!

ГЦСИ (Государственный Центр Современного Искусства)

Адрес: м.Баррикадная, ул. Зоологическая, д.13, стр.2
Тел.: +7 (499) 254-06-74

ЦИМ (Центр им.Мейерхольда)

Адрес: м.Менделеевская, ул. Новослободская, д.23
Билетный стол: +7 (495) 363 10 48, +7 (926) 313 42 86

Аккредитация прессы: +7-985-174-77-63, beuys.theatre@gmail.com

Театр им. Йозефа Бойса: http://beuystheater.ru/pre/
ГЦСИ: http://www.ncca.ru
ГЦСИ Екатеринбург: http://www.ncca.ru/main?filial=5
Центр им. Вс. Мейерхольда: http://www.meyerhold.ru
Институт культурной политики: http://www.cpolicy.ru
Тайга: http://space-taiga.org

 


> Go to Top
LiveJournal.com